Рубрики
Путешествия

5 Главных минусов и недостатков Крыма

Я уже рассказывал о том, что мне всегда нравилось наблюдать за людьми и поэтому то, что я тут сформулирую – это такой взгляд со своей колокольни, сложившийся у человека, который, пусть никогда постоянно и не жил в Крыму, но за некоторое время сумел для себя отметить несколько таких моментов, которые лично для меня стали минусами.

И поехали.

Частный сектор и жильё в Крыму

Первое, с чего начну – это огромное количество частного сектора. Да, частный сектор, то есть жилая застройка на окраинах городов – это есть в любом российском миллионнике, 500 и уж тем более в 100 тысячнике. Но одно дело, когда это ещё не поглощённый застройщиками многоэтажек район, и другое – когда на этом строится практически весь город или даже сразу несколько соседних городов.

И проблема частного сектора – она в том, что там жили и живут люди, которые мыслят не общими, а частными категориями. То есть которых интересует только их личное земельное пространство в рамках их забора и, максимум – прилегающей снаружи к этому забору территории. Это люди с очень местечковым менталитетом, которых вообще обычно никак не волнует то, что относится к их микрорайону. Им почти неважны дороги, им малоинтересна чистота. И, по сути, они не хотят делать что-то ни для соседей, ни для вообще мест общего пользования. И вот такой менталитет – он в Крыму абсолютно повсеместен. То есть эти люди – они мыслят исключительно своим интересом, они практически никак не заинтересованы в создании какого-то общего порядка или в поиске того же общего компромисса.

Да, когда-то для всех таких частников существовала община. То есть такой механизм, который расширял мышление одного участника до уровня коллектива и продвигал интересы этого коллектива. Но вот стоило эту самую общину отключить и откатиться обратно к частному хозяйству – как снова в полный рост встала идеология про «человек человеку — волк» и конкретно в Крыму это стало проявляться даже не только по отношению к приезжим или отдыхающим, но и по отношению друг к другу.

То есть у людей, которые живут в большом многоквартирном доме – у них всё-таки жизнь как-то со временем выравнивается и усредняется. И у них рано или поздно возникают общие интересы. Ну, например, поставить железную входную дверь в подъезде с кодовым замком или с домофоном, чтобы никто не пачкал в лифте. Они собирают подписи, чтобы у них чаще, чем раз в неделю вывозили мусор. И вообще люди в многоквартирных домах – они иногда занимаются благоустройством лучше, чем те, кто живёт в своём личном доме. И уже поэтому лично я считаю преобладание в городе частного сектора, скорее, плохим, а не позитивным фактором.

Санкции и цены в Крыму

Второй момент, и он тоже будет очень бытовым – это «типа санкции». Почему я сказал «типа». А потому что в Крыму хотя и правда есть какие-то экономические ограничения и там нет таких привычных для очень многих жителей центральной России сетевых магазинов, всё тех же «Пятёрочек», «Магнитов» и всех подобных, ну и там, к слову говоря – вообще нет филиалов того же «Сбербанка» — но, по факту, каких-то реальных и очень существенных экономических ограничений – их там намного меньше, чем сами крымчане пытаются рассказать.

И вот поэтому лично я считаю, что те же бананы или, допустим, мандарины и много чего ещё, которые на момент записи этого видео в любом гипермаркете в Москве стоят что-то около 50-70-ти рублей – они просто не могут в Крыму стоить от 80-ти. Ну, хотя бы потому что они приезжают или прилетают в этот Крым из стран, которые свои торговые связи с Россией обрубать не стали.

И уже поэтому этот «типа кризис» и «типа санкции» в Крыму – они переросли в такое очень анархичное и вообще никак и почти ничем не ограничиваемое ценообразование, в условиях которого каждый продавец – он определяет цену на практически любой товар так, как ему захочется. То есть нет в том же Симферополе тех же «Пятёрочек» или, допустим, «Дикси», которые продают те же мандарины по полтосу за кэгэ. Но есть несколько тысяч продавцов, которые в таких условиях вообще никак не ограничены в практически любых ценах на всё те же мандарины. И вот поэтому они там стоят в два и более раза дороже, чем в том же Краснодаре.

И я вас уверяю, что как только в Крым всё-таки придут все наши сети, а их сейчас, и это очевидно, туда пока что не пускают исключительно по внутриполитическому решению, то есть чтобы местные торговцы не подняли бунт… так вот: как только туда придут все наши сети, как этот местный «типа бизнес» сдуется, наверно, за неделю. Как только там откроется пусть даже один магазин «Леруа Мерлен», ну или что-то из российских похожих на него ритейлеров – как местные спекулянты закроют свои душные магазинчики и устроятся, я думаю, таксистами, мастерами на час, ну или охранниками во всё тот же «Леруа». И как только Крым войдёт в зону действия закона о самозанятых, то есть когда крымчане начнут платить налог за сданные в аренду комнаты, квартиры и сараи, то вот тут реально начнётся что-то невообразимое.

Торговая анархия и ценовой беспредел, который сейчас творится в Крыму – это вопрос времени. И я уверен, что как только начнут сворачиваться госпроекты по развитию этого региона и как только туда придут наши российские порядки и ритейловые сети, так сразу местные барыги и спекулянты когда проедят свои заначки и пересядут на маршрутки из своих заниженных «Приор» — они ещё долго будут  вспоминать – как сладко они жили при Украине, а потом пришли эти россияне и потоптали им всю малину.

Транспорт в Крыму: основные проблемы

Третий момент – это транспортный вопрос и здесь меня услышат все те люди, которые хотя бы раз приезжали в Крым отдохнуть и для которых перемещение из пункта А в пункт Б стало нехилой такой проблемой. То есть да, там есть немного муниципального транспорта. Но основная часть, опять же, отдана в руки и в карманы частникам. И в этих условиях расходы на транспорт могут быть посуточно сопоставимы иногда с расходами на жильё. И самый, на мой личный взгляд никак не решённый вопрос поездок – это поездки на такси.

Вообще у меня сложилось впечатление, что рынок услуг такси в Крыму – он ещё более анархичен, чем даже продажа продуктов общественного питания. Ну, например, садясь в такси – вы никогда не знаете конечной цены вашей поездки. И стоимость поездки по одному и тому же маршруту у двух разных водителей может очень существенно различаться. Почти любой таксист обязательно узнает – местный ты или приезжий. Ну и как узнает, что ты не местный – он ни разу не побрезгует тебе цену за поездку немного поднакрутить. И вообще когда я сажусь в такси, допустим, из Балашихи в Сокольники, я всегда знаю цену поездки заранее. А в Крыму вы цену узнаёте всегда в самый последний момент. Местные водилы ездят исключительно по счётчику и, если вы вообще ещё пока не знаете город, то не исключено, что вас будут катать по памятным местам, накрутят счётчик, ну и поездка в итоге превратится в настолько дорогое удовольствие, что путешествие из пункта А в пункт Б и обратно – оно по цене будет сопоставимо с тем, сколько вы платите за своё жильё в сутки.

И я, конечно, понимаю, что работа в такси – это ещё один способ выживания людей в этом достаточно дорогом в плане стоимости жизни регионе. Но всё-таки мне хочется планировать свой бюджет на транспорт, а не заниматься благотворительностью и не спонсировать местный контингент.

И да. Есть ещё аренда автотранспорта. Но местная специфика дорог – она такая, что человеку, который привык ездить по более-менее прямым дорогам – там будет поначалу очень сложно. И поэтому лучше всё-таки перемещаться на маршрутках или на такси.

Ну, и последнее, что скажу про транспорт Крыма в плане его перспектив – это то, что пока этот регион будет состоять в плане населения из таких микропредпринимателей – никакого развития там не произойдёт по той простой причине, что подавляющей части населения хороший и чётко работающий по расписанию транспорт – он им просто не нужен. То есть он не нужен в таком виде ни этим самым микропредпринимателям, ни приезжим, и вообще почти никому. Ну, а пока нет спроса – то нет и пропорционального этому спросу предложения. Другой вопрос, что некоторые проблемы, в частности, поглощение местного анархичного рынка такси такими гигантами, как Яндекс, Гетт и даже пусть это будет такси Максим – это был бы очень серьёзный шаг к улучшению, который бы точно понравился всем тем, кто приезжает туда провести отпуск.

Социальная инфраструктура в Крыму: медицина и не только

Четвёртый минус, который отталкивает, я думаю, что очень многих людей, которые, возможно хотели бы остаться в Крыму надолго и переехать туда на постоянное место жительства, а это реально очень многие люди с Урала, из Сибири и не только – это зачастую ужасное состояние жилой инфраструктуры. Подавляющий объём жилой застройки в Крыму составляют многоэтажки ещё далёких советских времён. А тогда, если что, то строили практично, быстро, но вот далеко не всегда эстетично. И в условиях довольно мягкого климата, то есть когда круглый год, по сравнению с той же Сибирью там достаточно тепло – местные власти, они практически никак не вкладывались ни в капитальный, ни в даже в эстетический ремонт того, что здесь когда-то было понастроено. И, в результате, там получилось то, что получилось. То есть любой крымский город – это такие мрачные и грязные гетто, проезжая или проходя через которые – ты попадаешь в так называемые зоны отдыха. И в этих условиях город очень чётко делится на две части, а точнее – на очень непрезентабельную жилую и на более-менее адекватную, но абсолютно анархичную в плане застройки, дизайна и общего впечатления отдыхательную.

Сразу скажу, что в контексте такого состояния жилого фонда – лично у меня сразу возникает вопрос состояния объектов социальной инфраструктуры. И, так как в детский сад лично я, допустим, уже отходил, то второе, о чём я сразу думаю – это учреждения здравоохранения. И вот сразу говорю, что первое, чего не надо в Крыму, так это болеть. То есть не надо чем-то отравиться в местном разношёрстном общепите, не надо купаться в непрогретой воде, не надо получать разные бытовые травмы, ну и вообще не надо приезжать туда отдыхать с какими-то хроническими болезнями, которые могут там обостриться из-за непривычного для вас климата. Потому что, даже если вы возьмёте с собою полис ОМС, даже если к вам сравнительно быстро приедет скорая, но если вы попадёте в какую-то местную муниципальную лечебницу, то как-то ну вообще не верится, что вы после неё станете как-то сильно здоровее.

Максимум, что можно себе позволить в Крыму – это какое-то домашнее лечение. А вот во все больницы-поликлиники – я бы там всё-таки обращался в самую последнюю очередь. Ну, и под настолько же большим вопросом лично для меня любые частные клиники и стационары. То есть там можно сходить в какое-то СПА. Там вполне реально заглянуть даже, наверное, в салон красоты или набить себе партак с горами и морем в местном тату-салоне. Но вот касательно реального лечения – вот тут я бы, думаю, не стал так рисковать.

Туристический сервис в Крыму: проблемы

И последнее, что назову – это сервис. Вот это самый кошерный минус Крыма, про который не сказал только ленивый. И сервис – для меня это всё то, что перекрывает мои запросы как приезжего так и настолько и даже сверх того, что мне нужно. Ну, во-первых – пляжи. Я уже говорил, что Крым в плане населения состоит из мелких, даже микропредпринимателей. Которые просто потому что они «микро» — они элементарно не могут охватить что-то серьёзнее своей лачужки из ракушечника и своего участка от дома до забора. И поэтому обустройство частного и хорошего пляжа – это для них даже не сложнодоступно, а абсолютно невозможно. И поэтому пляж в Крыму – это песок с окурками, стеклом, пивными крышками и множеством других сюрпризов. Это отсутствие комфортабельного личного пространства. Это радио «Шансон» или бесконечный «бумц-бумц» из каждой забегаловки у пляжа. Это платные туалеты возле пляжа, в присутствии которых отдыхающие гадят где угодно, где бесплатно, включая, кстати, море. И если песочный пляж ещё хоть как-то чистится, ну, по крайней мере, металлоискателями от утерянных отдыхающими драгметаллов, то вот галечные пляжи – это такие хранители мусора, набросанного там сразу несколькими поколениями руссо-туристо.

Цены на практически любой сервис в Крыму – это всё тот же бардак, с которого я здесь и начал. То есть абсолютно дикий капитализм с завышенными ценами и, кстати, не особо приветливыми продавцами. И вообще продавцы, официанты и обслуга, которую вы там увидите – вот на фоне них любая продавщица супермаркета пусть даже во Владимире,  в Рязани или в Пензе – на фоне них любая наша продавщица покажется вам выпускницей школы благородных девиц. Потому как вся обслуга в Крыму – она часто настолько неприветлива, что кажется, что местный контингент это хабалки и хабалы, которые вообще не видели и уж тем более не могут по-другому.

И вся проблема сервиса и этих продавцов, официантов и бармэнов – она в том, что там просто нет профессионалов. То есть эти люди возле пляжа за прилавком или за стойкой – они все набраны рандомно и случайно. Они пришли туда подзаработать, перекантоваться, а не  зарабатывать на этом круглый год. Они вообще понятия не имеют о достойном сервисе и ты для них – один из многих, а не господин клиент.

И пока в этом регионе не появятся какие-то серьёзные круглогодичные отели, а не эти рандомные квартиры, комнаты и прочие лачужки на сутки, пока туда не придут серьёзные бизнесы отельеров и рестораторов – этот бардак, он будет там сохраняться. И культура обслуживания – она никак не поменяется.

Плюс надо учитывать, что в Крым едет отдыхать часто очень специфичный контингент. То есть это все невыездные, которым просто некуда податься. И я даже не про должников говорю. А про профессионально невыездных. То есть сотрудников и служащих, которым выезд перекрыт из-за работы. И с одной стороны, такая плотность тех же полицейских в сезон отпусков в Крыму – это, наверно, в чём-то даже хорошо для отдыхающих. Но вот с другой – запросы этих ребят они часто в разы проще, чем у тех, кто знает чего он хочет от отдыха и кому есть с чем сравнить. Ну, и вот поэтому у отдыхающих часто нет запроса или ещё нет чётко обозначенных потребностей, которые бы начали менять весь местный сервис. Другими словами: маркетинг – это подстройка предложения под запросы пользователей. А если запросы пользователей не меняются, то нечего особо и подстраивать. Если всех устраивает так, то лучше и не станет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.